Законом предусмотрено два варианта разрешения договорных споров, рассказываю про них подробнее.
- Досудебная претензия
Основной инструмент в урегулировании споров по договору кроме искового заявления – досудебная претензия. Это документ с требованиями к стороне, нарушающей принятые обязательства. Но эти требования нужно обосновать со ссылками на актуальное российское законодательство и приложить доказательства нарушений.
Досудебная претензия – это обязательный документ, без нее арбитражный суд либо оставит заявление без рассмотрения, либо вернет его истцу.
Претензионное письмо направляется контрагенту в том случае, если стороны отдельно указали такое условие в самом договоре. Если претензионный порядок в контракте отсутствует, то и в направлении претензии нет нужды.
Суд будет рассматривать иск после того, как претензионное письмо направят контрагенту:
- по почтовым реквизитам, указанным в договоре;
- по электронной почте, если об этом есть отдельный пункт в соглашении.
Претензию составляют в свободной форме, однако нужно указать полные реквизиты участников конфликта. Если компания подает обращение другому юрлицу, то его нужно зафиксировать в журнале исходящих документов и поставить на претензии номер и дату отправления. Рекомендую приложить к претензионному письму чеки или квитанции по договору, первичные акты.
Кроме того, в законодательстве предусмотрено 30 категорий споров, для урегулирования которых направление досудебной претензии – обязательное условие.
Например, сюда относят споры:
- о взыскании денежных задолженностей по заключенным договорам (включая обращение в коллекторское агентство);
- о неосновательном обогащении;
- о замене или возврате некачественного товара;
- претензию к банку или страховой компании о нарушении условий договора или выплат по страховому случаю;
- по договору поставки.
По общему правилу контрагент должен дать ответ в течение 10 дней, максимальный срок – 30 дней. Если претензионное письмо игнорируется, истец может подавать заявление в суд, приложив доказательства урегулирования спора в досудебном порядке – достаточно отметки о вручении письма должнику либо электронной переписки. Электронную претензию суд тоже может принять в качестве доказательств мирного урегулирования проблемы.
Рекомендую подавать заявление в суд после того, как истек срок ответа на претензионное письмо. Иначе его могут вернуть истцу, мотивировав тем, что соблюдение этого срока – обязательное условие.
Если конфликт возник по договору между гражданами, то претензию писать необязательно. Можно сразу идти в общий суд.
2. Судебный процессЕсли стороны не пришли к мирному решению конфликта и второй контрагент проигнорировал досудебное претензионное письмо, нужно подавать исковое заявление в суд. Документ составляется в единой форме и письменном виде, можно отправить комплект бумаг с иском и приложениями либо по почте, либо онлайн через систему «Мой арбитр».
Если в договоре нет другого условия, то дело будет рассматриваться по месту нахождения ответчика, но конкретную подсудность можно посмотреть в статьях 35 и 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Также есть отдельные статьи 28 и 29 в Гражданском процессуальном кодексе РФ.
Рекомендую указать максимальные подробности конфликта с контрагентом со всеми расчетами, идеально – приложить всю первичную документацию по спору (чеки, квитанции, акты приема-передачи и счета-фактуры).
Сообщите, что досудебную претензию писали, но контрагент проигнорировал ее требования.
В просительной части пропишите желаемую сумму иска, дополнительно с ответчика можно взыскать расходы на юридические услуги.
В среднем арбитражный суд должен рассмотреть дело за шесть месяцев, но если есть мотивированное решение судьи, то срок увеличивают до девяти месяцев. Дело может переноситься или откладываться, этот период не учитывается.
Если у вас возникли разногласия по договору или вас обвиняют в нарушении обязательств, мы всегда будем рады помочь Вам разрешить имеющийся спор всеми доступными правовыми средствами.