Яндекс.Метрика

договорные споры

Договорные споры – это разногласия между контрагентами по поводу условий, изменений и расторжений уже текущих соглашений и контрактов. По общим правилам изменить условия действующего договора можно, если стороны об этом договорились и никаких претензий друг к другу нет.

Одностороннему изменению договора посвящена статья 450 Гражданского кодекса РФ. Она разрешает изменить условия сделки одному из ее участников, но только через подачу искового заявления в суд.

Иск подается, если:
  • выявлены нарушения контрагентом условий договора (например, вовремя не выполняет обязательство по поставке товара или его оплате);
  • такая возможность указана в законе или текущем договоре.
Если у сторон появились новые обстоятельства, которые позволяют исполнить договор либо расторгнуть его, то стороны заключают дополнительное соглашение (например, в случае форс-мажора через такой документ продлевается аренда помещения) либо расторгают его через суд.
Причины возникновения договорных споров
Чаще всего договорные споры возникают, если:
  • Контрагент неверно понимает условия договора;
  • Либо выполняет принятые обязательства иным способом, не отраженном в соглашении;
  • Участники договора не договорились о сроках выполнения обязательства, при этом заключили договор на неопределенный срок;
  • Обязательство исполняется не в том объеме, который указан;
  • Участники не установили точную стоимость работ или услуг, не уточнили порядок оплаты;
  • Контрагенту были назначены штрафные санкции за просроченные обязательства либо невыполнение работ по договору, и он с ними не согласен;
  • Контрагент не согласен с продлением договора или хочет его расторгнуть.
Виды договорных споров
Договорные споры рассматривает арбитражный суд. Рассмотрим, какие виды споров могут возникнуть между сторонами.
  • Взыскание задолженности.
  • Принуждение контрагента к выполнению принятого обязательства.
  • Наложение штрафных санкций, пени, неустойки за недобросовестное исполнение договора.
  • Споры с государственным органом, например, налоговой по отказу в регистрации бизнеса.
  • Расторжение соглашений.
  • Разногласия с налоговым или другим государственным органом по вопросам налогообложения, получения либо лишения лицензий или приостановления деятельности.
Способы урегулирования споров по договору

Законом предусмотрено два варианта разрешения договорных споров, рассказываю про них подробнее.

  1. Досудебная претензия
Основной инструмент в урегулировании споров по договору кроме искового заявления – досудебная претензия. Это документ с требованиями к стороне, нарушающей принятые обязательства. Но эти требования нужно обосновать со ссылками на актуальное российское законодательство и приложить доказательства нарушений.
Досудебная претензия – это обязательный документ, без нее арбитражный суд либо оставит заявление без рассмотрения, либо вернет его истцу.

Претензионное письмо направляется контрагенту в том случае, если стороны отдельно указали такое условие в самом договоре. Если претензионный порядок в контракте отсутствует, то и в направлении претензии нет нужды.

Суд будет рассматривать иск после того, как претензионное письмо направят контрагенту:
  • по почтовым реквизитам, указанным в договоре;
  • по электронной почте, если об этом есть отдельный пункт в соглашении.
Претензию составляют в свободной форме, однако нужно указать полные реквизиты участников конфликта. Если компания подает обращение другому юрлицу, то его нужно зафиксировать в журнале исходящих документов и поставить на претензии номер и дату отправления. Рекомендую приложить к претензионному письму чеки или квитанции по договору, первичные акты.

Кроме того, в законодательстве предусмотрено 30 категорий споров, для урегулирования которых направление досудебной претензии – обязательное условие.

Например, сюда относят споры:
  • о взыскании денежных задолженностей по заключенным договорам (включая обращение в коллекторское агентство);
  • о неосновательном обогащении;
  • о замене или возврате некачественного товара;
  • претензию к банку или страховой компании о нарушении условий договора или выплат по страховому случаю;
  • по договору поставки.
По общему правилу контрагент должен дать ответ в течение 10 дней, максимальный срок – 30 дней. Если претензионное письмо игнорируется, истец может подавать заявление в суд, приложив доказательства урегулирования спора в досудебном порядке – достаточно отметки о вручении письма должнику либо электронной переписки. Электронную претензию суд тоже может принять в качестве доказательств мирного урегулирования проблемы.
Рекомендую подавать заявление в суд после того, как истек срок ответа на претензионное письмо. Иначе его могут вернуть истцу, мотивировав тем, что соблюдение этого срока – обязательное условие.
Если конфликт возник по договору между гражданами, то претензию писать необязательно. Можно сразу идти в общий суд.

2. Судебный процесс
Если стороны не пришли к мирному решению конфликта и второй контрагент проигнорировал досудебное претензионное письмо, нужно подавать исковое заявление в суд. Документ составляется в единой форме и письменном виде, можно отправить комплект бумаг с иском и приложениями либо по почте, либо онлайн через систему «Мой арбитр».
Если в договоре нет другого условия, то дело будет рассматриваться по месту нахождения ответчика, но конкретную подсудность можно посмотреть в статьях 35 и 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Также есть отдельные статьи 28 и 29 в Гражданском процессуальном кодексе РФ.

Рекомендую указать максимальные подробности конфликта с контрагентом со всеми расчетами, идеально – приложить всю первичную документацию по спору (чеки, квитанции, акты приема-передачи и счета-фактуры).
Сообщите, что досудебную претензию писали, но контрагент проигнорировал ее требования.
В просительной части пропишите желаемую сумму иска, дополнительно с ответчика можно взыскать расходы на юридические услуги.

В среднем арбитражный суд должен рассмотреть дело за шесть месяцев, но если есть мотивированное решение судьи, то срок увеличивают до девяти месяцев. Дело может переноситься или откладываться, этот период не учитывается.

Если у вас возникли разногласия по договору или вас обвиняют в нарушении обязательств, мы всегда будем рады помочь Вам разрешить имеющийся спор всеми доступными правовыми средствами.
Помните! Большинство ситуаций разрешимы в досудебном порядке, что позволит сэкономить время и даже сохранить деловые отношения.
Стоимость помощи арбитражного юриста в договорных спорах: от 15 000 рублей
ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
На консультации я абсолютно бесплатно проанализирую вашу ситуацию и дам экспертное заключение по возможным исходам, а также сформирую первоначальную стратегию работы над проблемой

Что мы будем делать для вашей защиты

1
бесплатная КОНСУЛЬТАЦИЯ
Проведём консультацию, на которой выясним все обстоятельства вашего дела.
2
ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ
Ознакомимся с имеющимися у вас документами и проведём их юридическую экспертизу.
3
ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ
Определим план работы по делу и линию защиты
4
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ
Постараемся разрешить вашу ситуацию досудебными мерами
5
СОСТАВЛЕНИЕ СУДЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В случае невозможности урегулирования конфликта в досудебном порядке, подготовим документы для суда
6
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Будем вашими представителями в суде в ходе проведения судебных заседаний.

НАША ПРАКТИКА

ЗАДАЧА ПО ДЕЛУ:
1. Взыскать задолженность по договору поставки в размере 4 776 617 руб. 01 коп.
А. Основной долг в размере 4 443 585 руб.
Б. Пени в размере 333 032 руб. 01 коп.

СЛОЖНОСТЬ ДЕЛА:
1. Претензии к качеству поставленного товара.
2. Встречный иск на 1 084 241 руб. 94 коп.

СУТЬ ДЕЛА:
Клиент, московская фирма – поставщик, поставила должнику поршни на общую сумму 4 443 585 руб. Должник, сославшись на то, что в ходе приёмки указанных поршней обнаружено не надлежащее качество обработки рабочей поверхности на 136 поршнях, наличие коррозионного поражения поверхности на 18 поршнях, наличие вертикальных задиров рабочих поверхностей на 28 поршнях, отказался данный товар оплачивать, между тем принял большую часть товара и использовал его в своей обычной хозяйственной деятельности, приняв не использованную часть товара на ответственное хранение и предъявив встречные исковые требования.

РЕЗУЛЬТАТ:
В пользу нашего Клиента, с учётом зачёта встречных требований взыскано 3 692 375 руб., включая пени в размере 333 032 руб. 01 коп., а также государственная пошлина 22 538 руб.

РЕШЕНИЕ СУДА:
*нажмите, чтобы увеличить
ДРУГИЕ КЕЙСЫ