Оспаривание торгов по 44-ФЗ

При оспаривании торгов в исковом порядке презюмируется, что имущественные права и интересы истца, не подававшего заявку на участие в торгах, не нарушены, пока не доказано обратное.


арбитражные споры


Общество обратилось с иском к администрации муниципального образования (далее – администрация) с требованием признать недействительной аукционную документацию открытого аукциона в электронной форме в части характеристик предмета аукциона, так как она сформирована с нарушением норм действующего законодательства.

Решением, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в иске отказано.

Отклоняя кассационную жалобу, окружной суд указал следующее.

Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства», лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Суд установил, что в срок, определенный извещением о проведении электронного аукциона, заявку на участие в торгах истец не подавал, и поэтому пришел к следующему правильному выводу: общество не доказало, что является заинтересованным лицом по рассматриваемому иску.

Подлежит отклонению как несостоятельный довод подателя жалобы о том, что в силу статьи 3 Закона № 44-ФЗ поставщик становится участником размещения заказа с момента публикации (размещения на сайте) извещения о проведении торгов и, независимо от того, подана им заявка или нет и обращался ли он или нет к иным законным процедурам, его права считаются автоматически нарушенными, поскольку аукционная документация, по его мнению, не соответствует действующему законодательству.

Действительно, частью 4 статьи 3 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что под участником закупки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика по осуществлению закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом согласно части 3 статьи 105 Закона № 44-ФЗ обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом – с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в 2014 году обжалование действий (бездействия) лиц, указанных в части 3 статьи 105 названного Закона, допускается с момента начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно части 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном данным Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд и завершаются заключением контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 105 Закона № 44-ФЗ жалоба на действия заказчика в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд может быть подана в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Таким образом, исходя из совокупности названных норм в их системном единстве и взаимосвязи, суд кассационной инстанции считает названный довод подателя жалобы ошибочным

(постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2015 по делу № А32-40968/2014).


п. 4 «Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 16.12.2016)



Арбитражный юрист в Екатеринбурге.

Юридические услуги в Екатеринбурге.