При квалификации правонарушения, как нарушающего права потребителя, в каждом случаи необходимо учитывать существо нарушения, его субъектный состав и характер подлежащего применению законодательства

При квалификации правонарушения, как нарушающего права потребителя, в каждом случаи необходимо учитывать существо нарушения, его субъектный состав и характер подлежащего применению законодательства (Определение № 305-АД16-19653).

Проводя проверку по обращению гражданина, административный орган выявил нарушение условий предоставление лицензии на оказание предприятием услуг почтовой связи выразившееся, в нарушении четырехдневного контрольного срока пересылки почтового отправления, установленного подп. «а» п. 6 «Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. № 160. В связи с чем, 18 сентября 2015 года в отношении предприятия был составлен административный протокол по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, материалы направлены в арбитражный суд для привлечения предприятия к административной ответственности.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, предприятие было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, c назначением административного наказания в виде административного штрафа.  

Разрешая дело по существу, суды установили, что заказное письмо полученное предприятием для пересылки 14 августа 2015 года, поступило в отделение адресата 19 августа 2015 года, с нарушением установленного лицензионным требованием срока. Исчисляя срок привлечения к административной ответственности, суды исходили из того, что нарушение контрольных сроков пересылки, является нарушением прав потребителей, в связи с чем, срок привлечения к установленной законом ответственности равен одному году.

Верховным Судом Российской Федерации, состоявшиеся по делу судебные акты, отменены, в удовлетворении заявления административного органа отказано, по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.    

Не смотря на то, что проверка уполномоченным органом проводилось по заявлению гражданина-потребителя, получателем услуг почтовой связи являлось Управление Роскомнадзора по Тамбовской области, поэтому, допущенное предприятием деяние не привело к нарушению прав и законных интересов гражданина.

Таким образом, суды, квалифицируя  объективную сторону правонарушения, совершённого предприятием, для целей применения срока давности привлечения к административной ответственности, не учли субъективный состав правоотношения, не правомерно признав совершённое предприятием правонарушение посягающим на права потребителя, приняв решение по делу об административном правонарушении за сроком давности привлечения к административной ответственности, составляющим три месяца.  


Арбитражные споры в Екатеринбурге.

Юридические услуги в Екатеринбурге.