Особенности прокурорского надзора за исполнением закона на основных этапах расследования.

   1. Особенности прокурорского надзора при приёме, регистрации рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершённых преступлениях.


 

     В условиях сложной криминогенной обстановки и широкого распространения коррупции важное значение имеет соблюдение установленного порядка приема, учета, регистрации и проверки сообщений и заявлений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях.

     На стадии возбуждения уголовного дела прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Данные полномочия прокурора содержаться в п.1 ч. 2 ст. 37 УПК, а так же изложены в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

     Данные полномочия прокурора имеют важное значение для процесса доказывания виновности обвиняемого в совершении преступления, так как с течением времени утрачивается актуальность события преступного проявления, исчезают или изменяются доказательства по делу. Правильные и своевременные прием, учет, регистрация и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях являются начальным моментом для быстрого и полного раскрытия преступления, его полного, всестороннего и объективного расследования, а так же способствует максимальному приближению момента совершения преступления к назначению судом справедливого наказания лицу, виновному в совершении преступления.

     Социальная опасность укрытия преступлений от учета весьма значительна. Это нарушение закона порождает безнаказанность лиц, совершивших преступления. Эти лица совершают впоследствии новые, еще более опасные преступления. Известны факты, когда некоторые опасные преступники совершали по нескольку десятков квартирных краж и других преступлений, и все преступления были укрыты от учета, хотя потерпевшие обращались с заявлениями в органы внутренних дел.

     В ходе осуществления прокурорского надзора при приёме, регистрации рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершённых преступлениях начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, другие территориальным, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, исходя из своей компетенции, должны, организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Мерами прокурорского надзора осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.

     Проверки исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях должностные лица органов прокуратуры проводят:


  • в органах внутренних дел;
  • следственных органах Следственного комитета Российской Федерации;
  • органах федеральной службы безопасности;
  • органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • органах Федеральной службы судебных приставов;
  • таможенных органах;
  • органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.


     Проверки должны проводится систематически, не реже одного раза в месяц;

     В воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах проверки проводятся в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором, если имеются сведения о нарушениях законов, то  безотлагательно.

     В ходе проведения проверки сотрудники прокуратуры тщательно и всесторонне проверяют соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений. Особое внимание при этом обращается на:


  • 1) вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия;
  • 2) обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях;
  • 3) сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков;
  • 4) достоверности документов и результатов проверки сообщений. При этом необходимо проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия;
  • 5) правильно ли применены нормы материального и процессуального права;
  • 6) уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения;
  • 7) разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.


     На системной основе проверяются принятые решения, а так же соблюдение сроков рассмотрения материалов, обоснованность принятия решений о продлении срока проверки сообщений о преступлении. При наличии к тому оснований, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, принимаются решение о передаче материалов, находящихся в производстве, от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, подследственности установленными ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Здесь необходимо отметить, что решение об изъятии материалов проверки сообщения о преступлении у одного органа предварительного расследования и передаче их в подразделения Следственного комитета Российской Федерации принимаются с обязательным указанием оснований такой передачи.

     В случаи необходимости, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вызывают должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

     Зачастую сообщение о преступлениях содержаться не только, в заявлениях поступивших от потерпевших, но и сообщениях поступивших из медицинских учреждений, страховых компаний, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органов и т.д. В связи с чем, в целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, ежемесячно производятся сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях, документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний, а так же систематический анализ содержания информационных программ радио, телевидения, иных электронных средств массовой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок.

     Данные меры помогают минимизировать возможность укрытия преступлений от учёта и привлечь к ответственности виновных должностных лиц.

     В ходе осуществления надзора при приёме, регистрации рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершённых преступлениях особое внимание уделяется проверке законности разрешения сообщений о преступлениях, имеющих как правила большую общественную значимость, и широкий общественный резонанс. Это в первую очередь, заявления и сообщения о преступлениях связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, о преступных посягательствах на бюджетные средства, о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу, а также совершенных несовершеннолетними либо в отношении их.

     В случаи выявленные нарушения законов, в том числе фактов не направления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также в случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов, должностные лица органов прокуратуры должны оперативно на это реагировать и руководствуясь пп. 1-3 и 7 ч. 2, ч. 6 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требовать полного устранения нарушений законов, используя перечисленные в законодательных нормах акты прокурорского реагирования, добиваться привлечения виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности. При наличии оснований выносить постановления о направлении материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.

     Одними из важных и существенны полномочий прокурора при осуществлении надзора надзор за приёмом, регистрацией, рассмотрением и разрешением заявлений и сообщений о совершённых преступлениях, являются полномочия закреплённые в ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148 УПК РФ.

     Так согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело, что в свою очередь способствует снижению риска привлечения не виновного лица к уголовной ответственности, а зачастую просто препятствует этому.

     Обратное полномочие содержится в ч. 6 ст. 148 УПК РФ так, признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Данным действиями, устраняя возможность сокрытия преступления и не привлечения виновных лиц к ответственности.

     В последующем прокурор контролирует исполнения органами дознания и дознавателями указаний прокурора, данных в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ. 

     Пунктом 2 части 2 ст. 37 УПК РФ установлено, что в  ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

     Пунктом 3 части 2 ст. 37 УПК РФ установлены полномочия прокурора требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

     Связи с чем при осуществлении прокурорского надзора при приёме, регистрации рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершённых преступлениях прокуроры так же контролируют своевременность, полноту и объективность разрешения материалов, направленных прокурорами согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия требований об устранении нарушений законов, внесенных в силу п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, результаты проведения дополнительных проверок.

     В случаи необходимости по ходатайству дознавателя и при наличии оснований предусмотренных ч. 3 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации продлевают срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток, с обязательным выяснением конкретных, фактических обстоятельств, послуживших основанием для продления сроков проверки.

     Участвуют в судебном заседании по каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, связанное с приемом, регистрацией и разрешением сообщения о преступлении.

     На стадии производства следственных и процессуальных действий, наибольший объём полномочий прокурора сосредоточен в части надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

     В целях обеспечения своевременного и качественного раскрытия преступлений прокурор в пределах своих полномочий даёт дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Данное полномочие прокурора закреплено в п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

     В случаи необходимости прокурор в праве, давать письменные указания органу дознания о производстве расследования по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, отнесённых УПК РФ к подследственности следователей (п.2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). И наоборот – изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его для дальнейшего расследования следователю с указанием причин такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

     Руководствуясь п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе отменять любые незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а так же дознавателя.

     Прокурор полномочен разрешать отводы, заявленные дознавателю, а так же его самоотводы. Продлевать срок производства дознания.

     Пунктом 5 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса, к полномочиям прокурора отнесено право давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. При несогласии с ходатайством дознавателя прокурор выносит мотивированное постановление, которое приобщается к материалам уголовного дела.

     Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия имеет свои особенности связанные, с ограниченным набором имеющихся у прокурора властных полномочий по выявлению и реагированию на нарушения закона, допущенные при производстве предварительного следствия. Ограничение полномочий прокурора обусловлено процессуальной самостоятельностью следователя. Прокурор не может давать следователю письменные указания о направления расследования, производстве процессуальных действий ранее того момента, когда уголовное дело поступило к прокурору с обвинительным заключением, не даёт согласие на возбуждение судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, производстве процессуальных действий, допустимых только на основании судебного решения. Прокурор не может отстранить следователя от производства расследования, если следователь допустил нарушение норм УПК РФ, не разрешает заявленные следователю отводы.

     При изучении полномочий прокурора по надзору за исполнением закона органами предварительного следствия следует учитывать, что те специфические контрольные полномочия, которыми прокурор пользуется при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, в отношении органов предварительного следствия в основной массе принадлежат руководителям следственных органов, поэтому прокурор при надзоре за предварительным следствием властными полномочиями практически не располагает. В статье 37 УПК РФ п. 5.1 и 7 ч. 2 соответственно называет два таких полномочия прокурора:

1)    истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;

2)    рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

     Обобщая выше сказанное можно сделать вывод, что прокурорский надзор при приёме, регистрации рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершённых преступлениях способствует повышению ответственности должностных лиц, неукоснительному исполнению требований закона об охране прав и законных интересов граждан, обеспечению принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление.


 

      2. Особенности прокурорского надзора за законностью задержания подозреваемого и избрании меры пресечения.


 

     Предметом особого внимания прокурора являются меры процессуального принуждения, которые вправе применять органы дознания и предварительного следствия.

     В соответствии со ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований: 

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

     При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

     В соответствии с п. 3 ст. 92 УПК РФ  о произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

     В соответствии с Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 ноября 2011 г. N 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей», после получения уведомления прокурор:·        проверяет и оценивает законность и обоснованность фактов задержания лиц, особенно подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, и их последующего освобождения;

  • в целях выявления и пресечения нарушений прав граждан устанавливает соответствие указанного в протоколе времени задержания с фактическим;
  • изучает необходимые материалы, в том числе рапорты сотрудников правоохранительных органов, произведших задержание;
  • сопоставляет сведения о составлении протоколов задержания подозреваемых непосредственно после истечения срока их ареста за административные правонарушения;
  • выполняет иные проверочные мероприятия.


     Не менее важным элементом при осуществлении надзора за законностью задержания подозреваемого и избрании меры пресечения, является, обеспечение системности надзора за соблюдением порядка и сроков содержания подозреваемых, обвиняемых в местах предварительного заключения.

В связи с чем, прокуроры не реже одного раза в месяц проводят сверки сведений о задержанных и заключенных под стражу лицах с данными учетной документации территориальных подразделений соответствующих ведомств (ИВС, СИЗО, камер административно-задержанных), гауптвахт, а также органов предварительного расследования, судов и информационных центров при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

     С целью обеспечения качественного надзора за законностью и обоснованностью принятых процессуальных решений по уголовным делам, по которым задержанные и заключенные под стражу лица в ходе предварительного расследования были освобождены. В прокуратурах заводятся книги учета лиц, освобожденных из ИВС, СИЗО и гауптвахт на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Во всех случаях освобождения лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений и содержавшихся в ИВС, СИЗО и на гауптвахтах, прокуроры дают оценку законности этим действиям, принимая во внимание результаты расследования уголовных дел, по которым они были задержаны, в том числе прекращенных по реабилитирующим основаниям, приостановленных в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, а также тех, по которым изменена квалификация на менее тяжкие составы преступления.

     При получении заявления задержанного о незаконных методах расследования прокурор проводит проверку всех доводов с принятием соответствующих мер прокурорского реагирования. В частности руководствуясь п. 3 ст. 33 «ФЗ О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

     Важное значение имеет, надзор прокурора за законностью избрания меры пресечения.

     В соответствии со ст. 97 УПК РФ дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый: 

1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. 

     Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном статьей 466 УПК РФ. 

     Меры пресечения установлены ст. 98 УПК РФ. В соответствии с данной статьёй мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде; 

2) личное поручительство; 

3) наблюдение командования воинской части; 

4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 

5) залог; 

6) домашний арест; 

7) заключение под стражу. 

     Избирая меру пресечения и определяя ее вид, дознаватель и следователь должны исходить из оснований, указанных в ст. 97 УПК РФ, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.

     Прокурор правомочен давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу, а так же о продлении срока содержания под стражей. При этом он обязан принимать такое решение только после тщательного изучения всех материалов дела.

     Согласно новым процессуальным правилам ходатайства о производстве следственных и процессуальных действий, производимых на основании судебного решения, следователь согласовывает не с прокурором, а с руководителем следственного органа. Однако решение суда о проведении того или иного следственного и процессуального действия в частности, избрания меры пресечения, принимаются при обязательном участии прокурора.

     До начала судебного заседания по вопросу, связанному с избранием соответствующей меры пресечения, прокурор по согласованию с руководителем следственного отдела или его заместителем составляет письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства об избрании меры пресечения.

     В Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», содержится требование об обеспечении обязательного участия прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

     При подготовке к судебному заседанию прокурор должен изучить приложенные к ходатайству материалы. Обращать внимание на соответствие постановления следователя требованиям УПК РФ, установленным в ходе расследования обстоятельствам.

     Особое внимание обращается прокурорами на необходимость применения мер пресечения в виде заключения под стражу. Подробная позиция Генеральной прокуратуры РФ по данному вопросу изложена в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9 ноября 2011 г. N 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей»

 Согласно данному приказу прокуроры в ходе рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны:


  • применять взвешенный, избирательный подход; внимательно изучать представляемые в суд материалы уголовного дела, ответственно рассматривать каждый случай и оценивать доводы соответствующих ходатайств дознавателя, следователя, а также лиц, участвующих в судебном заседании, включая потерпевших, не допуская при этом формализма.


Исходить из того, что заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть избрано лишь при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. Прокуроры должны в обязательном порядке изучать вопрос о возможности её избрания.

В соответствии с ч. 1 ст. 108 УПК РФ в постановлении дознавателя, следователя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, которые требуют изоляции лица от общества, в связи с чем в случаях систематического неисполнения дознавателем, следователем данных требований норм УПК РФ прокурор должен принимать меры прокурорского реагирования.


  • При недостаточности данных об обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу заявлять ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных материалов.
  • При выборе правовой позиции по заявленному ходатайству давать оценку реальности содержащихся в нем сведений и обоснованности изложенных доводов. При отсутствии в прилагаемых материалах аргументированных выводов о необходимости заключения лица под стражу отказывать дознавателю в даче согласия на возбуждение соответствующего ходатайства, а также не поддерживать заявленное следователем ходатайство в суде.
  • Помимо указанных в законе обстоятельств и оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, руководствоваться тем, что применение данной меры пресечения должно носить исключительный характер в случаях, когда лица подозреваются, обвиняются в совершении преступлений, не относящихся к категориям тяжких и особо тяжких, а также не носящих насильственного характера.
  • Тщательно рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц со слабым здоровьем и пожилого возраста, женщин и других лиц, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности.


Считать непосредственной обязанностью изучение вопроса о возможности нахождения несовершеннолетних на попечении близких родственников или иных лиц, а также их помещения в детские учреждения.

Иметь в виду, что к постановлению о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей либо иных нетрудоспособных иждивенцев, должны быть приобщены материалы, свидетельствующие о том, что дети, иные иждивенцы будут находиться на попечении близких родственников или других лиц, помещены в детские, социальные либо медицинские учреждения (соответствующие заявления близких родственников, документы органов опеки и попечительства об устройстве в детские, социальные либо медицинские учреждения, об установлении опеки и т.д.).

В случае поступления информации, в том числе жалоб, об ухудшении состояния здоровья лиц, содержащихся под стражей, проводить соответствующую проверку. При выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, ставить вопрос перед дознавателем, следователем об изменении меры пресечения на более мягкую.


  • Занимать принципиальную позицию, исключающую избрание меры пресечения в виде заключения под стражу за совершение в сфере предпринимательской деятельности преступлений, предусмотренных ст. 159, 160, 165 УК РФ, а также ст. 171-174, 174.1, 176-178, 180-183, 185-185.4, 190-199.2 УК РФ, если в представленных материалах не содержится данных, указывающих на наличие обстоятельств, перечисленных в пп. 1-4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
  • Анализировать причины вынесения судебных постановлений об избрании подозреваемым, обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу вопреки позиции прокурора. Принимать меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке таких решений суда.


Совершенствовать работу, направленную на устранение несогласованности действий следственных органов и прокуратуры при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.


  • Учитывать, что в постановлении следователя, дознавателя о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей должны быть указаны данные, свидетельствующие об отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, а также весомые и конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего содержания лица под стражей.
  • При изменении меры пресечения, не связанной с лишением свободы, на более строгую устанавливать, имеются ли достаточные основания полагать, что подозреваемый, обвиняемый предпринимает активные действия, препятствующие нормальному расследованию по уголовному делу, или нарушает ранее данные обязательства (например, о явке по вызову следователя и др.).
  • По каждому случаю отмены или изменения меры пресечения обвиняемому, в отношении которого продлевался срок содержания под стражей, устанавливать причины принятого решения, при наличии оснований применять меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.
  • По результатам изучения сводок о происшествиях рассмотрение каждого сообщения о смерти лиц в помещениях органов внутренних дел, камерах ИВС, СИЗО и иных местах ограничения и лишения свободы, а также сообщений о применении незаконных методов расследования ставить на особый контроль.


При проверке законности и обоснованности вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела исходить из того, что в случае, если подозреваемым, обвиняемым, лицам, задержанным в административном порядке, причинены телесные повреждения во время их содержания под стражей, в процессуальном решении должны быть представлены убедительные и достаточные доказательства их некриминального происхождения.

     Все эти меры позволяют не допустить необоснованного применения мер пресечения в виде заключения под стражу, что в свою очередь способствует защите прав лиц привлекаемых к уголовной ответственности.

     При освобождении из под стражи лиц, в отношении которых избиралась мера пресечения, связанная с заключением под стражу, а затем уголовное дело было, уголовное преследование было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, прокурор проводит проверку и составляет мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддерживавшего в суде ходатайство об избрании указанной меры пресечения или продления срока содержания под стражей. Рассматривается так же вопрос о принятии мер реагирования на нарушения допущенные следователем, руководителем следственного органа, прокурором.


 

Управляющий партнёр Сергей Коноплёв

Юридическая помощь в Екатеринбурге.