Прокурорский надзор за исполнением законов органами осуществляющими, дознание и предварительное следствие.

1. Прокуроский надзор: сущность, задачи, предмет надзора за исполнением законов органами осуществляющими, дознание и предварительное следствие.

 

     Управляющий партнёр Сергей КоноплёвУголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначение им справедливого наказания.

     Основой уголовного судопроизводства являются три процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела. Участниками уголовного судопроизводства осуществляющими функцию обвинения согласно УПК РФ относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

     В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

     Уголовное преследование носит властно-распорядительный характер и связано

непосредственно с ограничением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе. В частности в ходе уголовного процесса применяются меры процессуального принуждения, которые существенным образом затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В статье 2 Конституции РФ провозглашается о том, что: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.

1. Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя,  вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений.

2. Этим так же объясняется то, что прокурор наделён не только полномочиями осуществлять уголовное судопроизводство, но и обязан обеспечить действительный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

     Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

     Таким образом можно заключить, что прокурорский надзор решает следующие задачи, которые носят двоякий характер.

     С одной стороны, в ходе осуществления прокурорского надзора решаются общие задачи прокурорского надзора, такие как: обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а так же охраняемых законом интересов общества и государства.

     С другой стороны, в ходе осуществления прокурорского надзора решаются так же и специальные задачи, обусловленные предметом данного вида надзора, направленные на то, чтобы обеспечить средствами прокурорского надзора:

- строгое соблюдение органами дознания и предварительного следствия предписаний уголовно-процессуального законодательства в досудебном производстве;

- защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

- защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения её прав и свобод;

- своевременное принятие мер по устранению выявленных нарушений закона и привлечения к установленной ответственности виновных лиц.

     В соответствии со ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является:


  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  • проведение расследований;
  • соблюдение законности решений, принимаемых органами осуществляющими дознание и предварительное следствие.


     Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе досудебного производства по уголовным делам является одной из важных составляющих предмета надзора. При этом нужно учитывать факт того, что согласно Конституции РФ права и свободы человека имеют высшую ценность.

     В уголовном законодательстве эти конституционные предписания реализованы путём установления запретов на осуществление в ходе расследования действий и обращений которые унижают честь и достоинство участников уголовного процесса, создают опасность для их жизни и здоровья. Данное положение закреплено так же в ст. 9 УПК РФ и является принципом уголовного судопроизводства.

     В частности нормы УПК РФ, регламентирующие некоторые следственные действия такие как: освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, личный обыск, получение образцов для сравнительного исследования и др., конкретизируют этот принцип, прямо запрещая при их производстве унижать честь и достоинство человека и создавать опасность для здоровья участвующих в них лиц.



     Ни кто из участников уголовного процесса не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

     В ходе осуществления прокурорского надзора особое внимание прокуроры уделяют соблюдению органами расследования оснований и процедуры ограничения конституционных прав участников процесса на личную не прикосновенность жилища, тайну переписки, и телефонных переговоров и т.д.

     Ограничение конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, а также на тайну переписки, телефонных и иных переговоров допускается только на основании судебного решения данные нормы содержатся в ст.ст. 23, 25 Конституции РФ и ст.ст. 12, 13 УПК РФ.

     В частности, осмотр жилища может производиться только с согласия проживающих в нем лиц, а если такое согласие отсутствует, осмотр может быть произведён только на основании судебного решения.

     Только на основании судебного решения могут производиться такие действия, как:

а) обыск и выемка в жилище;

б) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи;

в) контроль и запись телефонных и иных переговоров.

     Лишь в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также обыска и выемки в жилище не терпит отлагательства, они могут быть проведены без получения судебного решения с уведомлением об этом судьи и прокурора в течение 24 часов (ст. 165 УПК РФ).

     В предмет надзора за исполнением законов органами осуществляющими дознание и предварительное следствие входит соблюдения органами дознания и предварительного следствия установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых и готовящихся преступлениях.

     Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении».

     Орган дознания, дознаватель, руководитель следственного отдела, следователь в соответствии со своей компетенцией рассматривают полученное сообщение о готовящемся или совершённом преступлении и принимают решении о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, о чём выносят постановление.

     Как предписано в приказе Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» на этапе возбуждения уголовного дела прокуроры обязаны организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия уголовно-процессуального законодательства при приёме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях. А так же систематически анализировать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение законных требований прокурора в установленные сроки. На данном этапе прокурорский надзор направлен на своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законности в деятельности указанных органов, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, пресечение незаконных действий (бездействий), принятие должностными лицами осуществляющими расследование, решений, препятствующих доступу пострадавших от преступления к уголовному судопроизводству.

     Следующим элементом предмета прокурорского надзора за законностью деятельности органов осуществляющих дознание и предварительное следствие является – надзор за соблюдением установленного порядка расследования преступления. В данном случаи речь идёт о надзорной деятельности прокуратуры на втором этапе досудебного производства, именуемым предварительным расследованием.

     Предварительное расследование это – деятельность органов следствия и дознания по раскрытию преступлений, установлению и изобличению лица (лиц), его совершивших, на основании собранных и исследованных доказательств, которые позволяют решить вопрос о  передаче дела в суд либо о прекращении его производства. Оно представляет собой динамичную, развивающуюся от этапа к этапу деятельность органов дознания и предварительного следствия, которая начинается с возбуждения уголовного дела и заканчивается составлением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления. Расследование может так же завершится вынесением постановления о прекращении уголовного дела  или постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

     Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

     Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

     Весь порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном. В связи с чем, при осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:


  • 1) решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ);
  • 2) каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ);
  • 3) обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции РФ);
  • 4) при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50 Конституции РФ);
  • 5) никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом (ст. 51Конституции РФ);


6)    права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ).

     В свою очередь уголовно-процессуальное законодательство реализует конституционные нормы путем регламентации не только их общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путём установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:


  • 1) компетенцию лица, осуществляющего процессуаль­ные действия (так, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия  обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);
  • 2) соответствует ли следственное и иное процессуальное действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотрпроверка показаний на местеобыск, выемка и т.д.);
  • 3) наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, согласно ч. 1 ст. 182 УПК РФ основанием производства обыска является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);
  • 4) наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (согласно ч.1 ст. 186 УПК РФ контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях);
  • 5) соблюдение правил собирания доказательств (согласно ч.3 ст. 164 УПК РФ производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства).


     Таким образом можно заключить, что в процессе дознания и предварительного следствия прокурор надзирает за тем, что бы следственные и процессуальные действия проводились только при наличии к тому оснований и в установленном порядке, чтобы к уголовной ответственности привлекались только виновные лица, чтобы участники процесса имели реальную возможность воспользоваться представленными им правами, а ограничения в правах были законными и обоснованными

     Важной составляющей предмета надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия является надзор за законностью принимаемыми этими органами решений. 

     В ходе досудебного производства по делу органы дознания и предварительного следствия принимают ряд разнообразных решений, которые оформляются в виде процессуальных документов. Такими документами могут быть: постановления, протоколы, представления, письменные поручения и требования, обвинительные заключения, обвинительные акты, обвинительные постановления, которые в свою очередь должны быть законными, справедливыми и обоснованными.

     Предметом надзора прокуроров являются решения, определяющие движение по уголовному делу, в их числе решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия и о его возобновлении, о соединении уголовных дел и о их выделении, о прекращении уголовного дела, о направлении дела в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением. 

     Решения о процессуальном статусе участника процесса такие как: признание гражданина потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, привлечения лица в качестве обвиняемого, так же составляют большую группу в числе решений надзор за законностью принятия которых осуществляют прокуроры.

     Особое внимание уделяется вопросам законности решений, связанных с избранием и применением мер процессуального принуждения и мер пресечения,  таких как протокол задержания лица в качестве подозреваемого, уведомление о подозрении в совершении преступления, постановления об избрании меры пресечения (в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и т.д.). Так согласно Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 9 ноября 2011 г. N 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей», начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, прокуроры городов и районов, других территориальные, приравненных к ним военных прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур обязаны: «использовать в полном объеме имеющиеся полномочия для эффективного надзора за исполнением органами предварительного следствия и дознания требований закона, регламентирующих порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений; избрания и применения в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, а также помещения подозреваемых, обвиняемых, не находящихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, особое внимание обращать на соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, руководствуясь при этом соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правовыми позициями и разъяснениями, изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации, тщательно проверять и оценивать законность и обоснованность фактов задержания лиц, особенно подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, и их последующего освобождения.

     Предметом прокурорского надзора так же являются решения органов дознания и предварительного следствия о производстве следственных действий ограничивающих конституционные права граждан такие как: обыск, выемка, наложение ареста на имущество, корреспонденцию, о контроле и записи переговоров, большинство из которых проводятся на основании судебного решения.


Управляющий партнёр Сергей Коноплёв


Юридические услуги в Екатеринбурге.