1. Прокуроский надзор: сущность, задачи, предмет надзора за исполнением законов органами осуществляющими, дознание и предварительное следствие.
Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначение им справедливого наказания.
Основой уголовного судопроизводства являются три процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела. Участниками уголовного судопроизводства осуществляющими функцию обвинения согласно УПК РФ относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Уголовное преследование носит властно-распорядительный характер и связано
непосредственно с ограничением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе. В частности в ходе уголовного процесса применяются меры процессуального принуждения, которые существенным образом затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В статье 2 Конституции РФ провозглашается о том, что: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.
1. Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений.
2. Этим так же объясняется то, что прокурор наделён не только полномочиями осуществлять уголовное судопроизводство, но и обязан обеспечить действительный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
Таким образом можно заключить, что прокурорский надзор решает следующие задачи, которые носят двоякий характер.
С одной стороны, в ходе осуществления прокурорского надзора решаются общие задачи прокурорского надзора, такие как: обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а так же охраняемых законом интересов общества и государства.
С другой стороны, в ходе осуществления прокурорского надзора решаются так же и специальные задачи, обусловленные предметом данного вида надзора, направленные на то, чтобы обеспечить средствами прокурорского надзора:
- строгое соблюдение органами дознания и предварительного следствия предписаний уголовно-процессуального законодательства в досудебном производстве;
- защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
- защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения её прав и свобод;
- своевременное принятие мер по устранению выявленных нарушений закона и привлечения к установленной ответственности виновных лиц.
В соответствии со ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- проведение расследований;
- соблюдение законности решений, принимаемых органами осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе досудебного производства по уголовным делам является одной из важных составляющих предмета надзора. При этом нужно учитывать факт того, что согласно Конституции РФ права и свободы человека имеют высшую ценность.
В уголовном законодательстве эти конституционные предписания реализованы путём установления запретов на осуществление в ходе расследования действий и обращений которые унижают честь и достоинство участников уголовного процесса, создают опасность для их жизни и здоровья. Данное положение закреплено так же в ст. 9 УПК РФ и является принципом уголовного судопроизводства.
В частности нормы УПК РФ, регламентирующие некоторые следственные действия такие как: освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, личный обыск, получение образцов для сравнительного исследования и др., конкретизируют этот принцип, прямо запрещая при их производстве унижать честь и достоинство человека и создавать опасность для здоровья участвующих в них лиц.
Ни кто из участников уголовного процесса не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
В ходе осуществления прокурорского надзора особое внимание прокуроры уделяют соблюдению органами расследования оснований и процедуры ограничения конституционных прав участников процесса на личную не прикосновенность жилища, тайну переписки, и телефонных переговоров и т.д.
Ограничение конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, а также на тайну переписки, телефонных и иных переговоров допускается только на основании судебного решения данные нормы содержатся в ст.ст. 23, 25 Конституции РФ и ст.ст. 12, 13 УПК РФ.
В частности, осмотр жилища может производиться только с согласия проживающих в нем лиц, а если такое согласие отсутствует, осмотр может быть произведён только на основании судебного решения.
Только на основании судебного решения могут производиться такие действия, как:
а) обыск и выемка в жилище;
б) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи;
в) контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Лишь в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также обыска и выемки в жилище не терпит отлагательства, они могут быть проведены без получения судебного решения с уведомлением об этом судьи и прокурора в течение 24 часов (ст. 165 УПК РФ).
В предмет надзора за исполнением законов органами осуществляющими дознание и предварительное следствие входит соблюдения органами дознания и предварительного следствия установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых и готовящихся преступлениях.
Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении».
Орган дознания, дознаватель, руководитель следственного отдела, следователь в соответствии со своей компетенцией рассматривают полученное сообщение о готовящемся или совершённом преступлении и принимают решении о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, о чём выносят постановление.
Как предписано в приказе Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» на этапе возбуждения уголовного дела прокуроры обязаны организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия уголовно-процессуального законодательства при приёме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях. А так же систематически анализировать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение законных требований прокурора в установленные сроки. На данном этапе прокурорский надзор направлен на своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законности в деятельности указанных органов, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, пресечение незаконных действий (бездействий), принятие должностными лицами осуществляющими расследование, решений, препятствующих доступу пострадавших от преступления к уголовному судопроизводству.
Следующим элементом предмета прокурорского надзора за законностью деятельности органов осуществляющих дознание и предварительное следствие является – надзор за соблюдением установленного порядка расследования преступления. В данном случаи речь идёт о надзорной деятельности прокуратуры на втором этапе досудебного производства, именуемым предварительным расследованием.
Предварительное расследование это – деятельность органов следствия и дознания по раскрытию преступлений, установлению и изобличению лица (лиц), его совершивших, на основании собранных и исследованных доказательств, которые позволяют решить вопрос о передаче дела в суд либо о прекращении его производства. Оно представляет собой динамичную, развивающуюся от этапа к этапу деятельность органов дознания и предварительного следствия, которая начинается с возбуждения уголовного дела и заканчивается составлением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления. Расследование может так же завершится вынесением постановления о прекращении уголовного дела или постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.
Соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности.
Весь порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным законом. В связи с чем, при осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституционные нормы:
- 1) решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ);
- 2) каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ);
- 3) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции РФ);
- 4) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50 Конституции РФ);
- 5) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51Конституции РФ);
6) права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ).
В свою очередь уголовно-процессуальное законодательство реализует конституционные нормы путем регламентации не только их общих требований, относящихся к стадии предварительного расследования (неприкосновенность личности; неприкосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путём установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следующие обстоятельства:
- 1) компетенцию лица, осуществляющего процессуальные действия (так, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, может выполнить лишь неотложные следственные действия);
- 2) соответствует ли следственное и иное процессуальное действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, обыск, выемка и т.д.);
- 3) наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, согласно ч. 1 ст. 182 УПК РФ основанием производства обыска является наличие достаточных оснований полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела);
- 4) наличие условий для проведения следственного и иного процессуального действия (согласно ч.1 ст. 186 УПК РФ контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях);
- 5) соблюдение правил собирания доказательств (согласно ч.3 ст. 164 УПК РФ производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлагательства).
Таким образом можно заключить, что в процессе дознания и предварительного следствия прокурор надзирает за тем, что бы следственные и процессуальные действия проводились только при наличии к тому оснований и в установленном порядке, чтобы к уголовной ответственности привлекались только виновные лица, чтобы участники процесса имели реальную возможность воспользоваться представленными им правами, а ограничения в правах были законными и обоснованными
Важной составляющей предмета надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия является надзор за законностью принимаемыми этими органами решений.
В ходе досудебного производства по делу органы дознания и предварительного следствия принимают ряд разнообразных решений, которые оформляются в виде процессуальных документов. Такими документами могут быть: постановления, протоколы, представления, письменные поручения и требования, обвинительные заключения, обвинительные акты, обвинительные постановления, которые в свою очередь должны быть законными, справедливыми и обоснованными.
Предметом надзора прокуроров являются решения, определяющие движение по уголовному делу, в их числе решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия и о его возобновлении, о соединении уголовных дел и о их выделении, о прекращении уголовного дела, о направлении дела в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением.
Решения о процессуальном статусе участника процесса такие как: признание гражданина потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, привлечения лица в качестве обвиняемого, так же составляют большую группу в числе решений надзор за законностью принятия которых осуществляют прокуроры.
Особое внимание уделяется вопросам законности решений, связанных с избранием и применением мер процессуального принуждения и мер пресечения, таких как протокол задержания лица в качестве подозреваемого, уведомление о подозрении в совершении преступления, постановления об избрании меры пресечения (в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и т.д.). Так согласно Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 9 ноября 2011 г. N 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей», начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, прокуроры городов и районов, других территориальные, приравненных к ним военных прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур обязаны: «использовать в полном объеме имеющиеся полномочия для эффективного надзора за исполнением органами предварительного следствия и дознания требований закона, регламентирующих порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений; избрания и применения в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, а также помещения подозреваемых, обвиняемых, не находящихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, особое внимание обращать на соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, руководствуясь при этом соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правовыми позициями и разъяснениями, изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации, тщательно проверять и оценивать законность и обоснованность фактов задержания лиц, особенно подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, и их последующего освобождения.
Предметом прокурорского надзора так же являются решения органов дознания и предварительного следствия о производстве следственных действий ограничивающих конституционные права граждан такие как: обыск, выемка, наложение ареста на имущество, корреспонденцию, о контроле и записи переговоров, большинство из которых проводятся на основании судебного решения.
Управляющий партнёр Сергей Коноплёв
Юридические услуги в Екатеринбурге.