Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

Законодательство – это, в сути своей, основный свод законов, регулирующий конкретную сферу правоотношений. Т.е. конкретный перечень основных нормативных актов.

Каковы основные законы, которые регламентирую деятельность арбитражных судов? Тут, прежде всего, необходимо ответить на другой вопрос, а кто является главным законодателем? Главным законодателем является народ России, поскольку в Российской Федерации провозглашена демократия. Потому в соответствии с нашей Конституцией, законы об арбитражных судах находятся в ведении Российской Федерации.

Наше государственное устройство и соответственно законодательно строится по образу и подобию романо-германского права. Именно того права, где действуют в первую очередь не судебные прецеденты, а какой-либо основной закон.

В целом же порядок отправления правосудия в арбитражных судах России определяется: Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Но наша страна, после распада СССР, стала участницей международного сообщества. Т.е. стала вплетена в ткань международного права. Поэтому с необходимостью стало важным признать, что российской руководство признает на собой власть международных норм права и их приоритет. И если происходит «столкновение» двух норм, т.е. национальной и международной, то арбитражный суд должен применить норму международного права, которая закреплена в международном договоре. Ссылка на конкретный международный договор в решении должна быть указана судьей арбитражного суда в обязательном порядке.

Также важно отметить, что судья арбитражного суда должен руководствоваться именно теми законами, которые действуют во время рассмотрения в суде конкретного дела.

Если вдруг нужной правовой нормы не найдется, то судья арбитражного суда должен применять ту норму, которая регулирует правоотношение похожие (т.е. сходные). А если и такой нет, то должен исходить из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации в целом.